«Предательства совершаются чаще всего не по обдуманному намерению, а по слабости характера»- /Франсуа де Ларошфуко/.
Многие добродетельные и благочестивые христиане считают, что праздник «Вечери Господней» не должен быть запятнан или прерван упоминанием о тех, «кто принимает хлеб и чашу недостойно, виновен будет» -/1Кор.11.27/. Они полагают, что среди них нет предательства. Что если люди, как следствие своего торжественного обета и поступка, осознанно, хотя бы на какое-то время, садятся за стол Господний, - тот стол, к которому приглашаются только верующие в Иисуса, - то частью проявления милости, которая на все надеется, является обращение к ним как к искренним ученикам Иисуса и детям Божьим. Но так ли это? Кто же они? Не Иуды!
Эти добрые люди знают, что часто в этом святом таинстве принимают участие незваные гости. Они знают, что многие приходят просто по привычке и из чувства приличия, не желая, чтобы о них говорили, как о явных противниках религии и язычниках. Они чувствуют в себе угрызения совести и печальные предчувствия того, что истинными участниками этого таинства должна быть небольшая паства, но незваные гости составляют подавляющее большинство. Тем не менее, они не ощущают в себе призыва нарушить веселье верующей паствы. Какой бы малой она не была, и намекнуть о темном подозрении, что здесь могут быть те, которые уже продали Господа ради своих грехов, те, кто думает, что может, есть с Ним хлеб и «поднять над Ним пяту»-/Пс.40.10/. Тем не менее, этот подлый предатель – наместник Давида – забыл о съеденном хлебе и поднял на него пяту; он не только оставил его, но оскорбил, нанес удар и прилагал усилия, чтобы занять его место. Не так! «Вечера любви» - вечера зависти.
Для того чтобы наиболее полно ответить на сомнения этих добрых людей, мы обратимся, к примеру, нашего благословенного Господа. В ту ночь, которую мы должны хорошо помнить, когда Он учредил Вечерю Господню, когда лишь доброта и нежность исходили из Его благословенных уст, мы видим, что не менее пяти раз Он говорил о том, кто предаст Его. Во всех отношениях это был самый прекрасный вечер, который когда-либо был в мире, а та горница в Иерусалиме - самой прекрасной комнатой. Никогда еще вечерняя прохлада не собирала лучшее общество. Никогда еще стены горницы не представляли собой такую прекрасную декорацию. Это маленькое пространство стало свидетелем трех необычных событий.
Но в десять тысяч раз более жестоко, более подло и бесчувственно выглядит служитель, поставленный Богом над вами. Чтобы заботиться о ваших бессмертных душах, спокойно смотрящий на тех, которые с готовностью обступили стол Господний. Но чей образ жизни и исповедание свидетельствуют о предательстве того Господа, который уже однажды вознес предупреждающее восклицание: «Не все вы чисты. … Истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня»- /Иоан.13.11.21/.
«Один из вас предаст Меня,
Один из вас – он не со Мной.
Хотя идет одной тропою,
Я вижу горький корень зла.
Продаст, особо не торгуясь.
Зачем целуешь ты Меня?
Зачем ты предаешь, Иуда?
Опустит руку он со Мною,
И в чаше, где любовь Моя,
Иуда смерть свою находит.
Один из вас предаст Меня» - /С.Демидович/.
«Предательство нельзя прощать хотя бы потому, - говорит Марио Пьюзо. «Крестный отец» - что сами предатели никогда себе не простят собственного предательства, а значит, будут всегда опасны – и предадут ещё». «Иуда не понял сущности того, что Христос принес миру, - вспоминала позднее доводы Штейнера Сабашникова. - Своим предательством он хотел способствовать земному триумфу Христа». Одновременно Р. Штейнер утверждал, что «наша материальная культура стоит под знаком Иуды...».
«Нравственную проблему, скрытую в личности Иуды», Волошин переносил в современность, считая ее «главным моральным вопросом нашего времени»: «Разве не тот же вопрос о принятии на себя исторического греха подвигом предательства стоит и перед революционерами - террористами, и перед убийцами из Союза русского народа, и перед всеми совершающими кровавые расправы этого времени?». «Сначала Турчинов предал Православную веру, потом став сектантом - баптистом, предал Родину, теперь, поступая против Библии и Заповеди Иисуса Христа, посылая танки на Славянск: «Не убей! Возлюби!», - предал народ и Христа».
Сегодня никто не будет оспаривать, что Совет Церквей, несмотря на все усилия, не создал святую непорочную церковь, где нет греха, отступления и предательства. Все те грехи, за которые Совет Церквей всех других считает погибшими, живут, процветают и умножаются в их рядах. Это в их же рядах находились лжебратья, отступники и предатели, которые «сдавали» братьев, «сдавали» типографии, «сдавали» литературу всё тем же вездесущим агентам КГБ. По крайней мере, в Совете Церквей баптистов – говорит Куксенко, - ни одного предателя, а предательства на каждом шагу».
Предательство предательству рознь. В одном случае это может быть минутная человеческая слабость, в другом - выгодная сделка: осознанная, расчетливая, циничная. Иуда не просто предает Христа, он интригует, или как бы сейчас сказали, пользуется служебным положением. Находясь среди учеников Христа, он неплохо на этом зарабатывает. Иуда был этаким «финансовым директором». А что пастыря церквей не такие Иуды?
Иуда не просто предатель. Он беспринципный, бессовестный торгаш. Церковная песнь называет Иуду «одержимым сребролюбием» (сребролюбием недугов). Ему кажется, что он обводит Христа вокруг пальца, как хитроумный комбинатор. И даже во время «Тайной Вечери» он бессовестно протягивает руку к Хлебу, а услышав слова Господа о предателе, вместе с остальными апостолами озирается и недоумевает, вопрошая, «о ком это Христос говорит» - /Ин.13.22/. Иуде кажется, что он умнее всех, а его Учитель - наивный простец и чудак. Даже чуть погодя, наведя иудейскую стражу на Христа в Гефсиманском саду, он продолжает «валять дурака» и сдает Христа поцелуем верного ученика. Он умен, он хитер, он все просчитал…. Как всё пастыря церквей просчитывают в свою пользу. Иуды!
«Что вы хотите дать мне, и я предам вам Его»-/Мт.26.15/. «Как, Иуда, разве ты в чем-то нуждаешься? - говорит святой Иоанн Златоуст, - может быть, в пище ты испытываешь недостаток или в одежде, или чего-то еще тебе недостает, чего Бог не может тебе дать?» Но не недостаток денег, а любовь к деньгам - корень всех зол». Пастырь – Иуда это современности! «В последнее время сторонники - антихриста будут ходить в церковь, будут креститься и будут - проповедовать евангельские заповеди, но сами их исполнять - не будут. Но не верьте тем, у кого не будет – без корыстных добрых дел. Только по делам - можно узнать настоящего христианина» - /Архимандрит Гавриил (Ургебадзе)/.
«Всегда было предательство, но надо было создать атмосферу, говорит Александр Шаргунов, - протоиерей, - где предательство побеждает. Кругом предательство в самом широком смысле слова, и в самом глубоком. В самом мрачном, легкомысленном и преступном. Время сейчас такое безнравственное, что если выгодно предать, то это уже не предосудительно. Уже не считается позором, как это было еще в XIX- веке, потому что сребролюбие уже, можно сказать, становится добродетелью. Еще в детстве многие из нас могли слышать: «Самое ужасное - это быть предателем». Но теперь такая удивительная готовность к предательству, что не каждый еще найдет хозяев. Современная культура - сплошная апология предательства. И супружеская измена, то есть предательство самого близкого человека, разрушение основ жизни восхваляется всюду не просто как норма жизни, а как доблесть.
«Когда человек предает самого себя, он совершенно теряет почву под ногами. Как только человек отступает от самого себя, он совершенно теряет почву под ногами - почву не только для жизни христианской, но и для жизни как таковой». Каждый раз, когда нам случается пережить то, что мы воспринимаем как предательство, нам бывает очень больно. Мы испытываем разочарование не только в конкретном человеке, но и в людях как таковых. Если вы видите таких людей, скорее всего, это не христиане, а просто декоративно носящие имя «христиан». Вывеска одно, а быть другое.
Мы спрашиваем себя: как стало возможным предательство Христа? Как стало возможным, что люди, которые были рядом с Ним. «Сказав это, Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня»- /Иоан.13.21/
Но ты нанес удар Ему в доме Его друзей: «Ибо не враг поносит меня - это я перенес бы; но ты, который был для меня, то же, что я, друг мой и близкий мой. С которыми людьми мы разделяли искренние беседы и ходили в дом Божий»-/Пс.54.13.15/. «Я был добр к нему, - говорит Давид - и поэтому сейчас считаю его очень подлым и неблагодарным. Я доверял ему, но увидел, что он вероломный предатель. Более того, он не сделал бы половины причиненного мне зла, если бы я не уважал его так». Все это сильно огорчало искреннюю душу, но это было еще не все. Этот предатель производил впечатление святого, в противном случае он никогда не стал бы близким душевным другом Давида (ст. 15): «С которым людьми мы разделяли искренние беседы, проводили много времени вместе в разговорах о религии, получая взаимное удовольствие». Или, как трактует это место д-р Хаммонд, «мы собирались вместе для общения, в святых постановлениях я подавал ему правую руку дружбы, и затем мы ходили вместе в дом Божий и посещали публичные богослужения».
Друзья мои, нет ли здесь сердец, подобных Иудиному, от которых точно нацеленные стрелы обличения, на которых написано: «это о тебе», отскакивают, не оставив следа? Нет ли среди нас таких, которые, подобно Иуде, сидят с нечистыми руками и желают участвовать в воспоминаниях о Спасителе, которого они предали?
И последнее. По окончании праздника любви, когда Иуда с незатронутой совестью проглотил хлеб и вино, священного значения, которых он не понял и не мог понять, Иисус, глубоко опечаленный, «возмутился духом» и сделал еще одну, последнюю попытку, более критическую, чем все предыдущие, чтобы пронзить стрелой обличения сердце Иуды. Когда возлюбленный Иоанн, прильнув к груди Иисуса, спросил Его: «Господи! Кто это?», Иисус отвечал: «Тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам». И, обмакнув кусок (так, что не заметили другие), подал Иуде Симонову Искариоту. Тогда Иисус сказал ему: «Что делаешь, делай скорее» - /Иоан.13.26.27/.
То, что острое слово Господа предназначалось для пробуждения Иуды, а не для какой-либо другой цели, ясно из того факта, что «никто из возлежавших не понял, к чему Он это сказал. «А как у Иуды был ящик, то некоторые думали, что Иисус говорит ему: «Купи, что нам нужно к празднику», или чтобы дал что-нибудь нищим»-/Иоан.13.29/. Таким образом, тайно, но энергично, Спаситель искал возможности пробудить уснувшую совесть предателя. Как стало возможным, чтобы Иуда пропустил уверение в том, что Христос знал все его мысли и побуждения его сердца? Как получилось, что он не пал ниц и не исповедал, что перед ним был Бог истины? Но сатана уже таинственным образом завладел им. И мрачная ночь, открывшаяся его глазам, когда он вышел, чтобы совершить свое кровавое дело, была не темнее ночи, овладевшей душой предателя.
Подумайте об этом. Вы, чьи сердца переполнены грехами, перекатывающие грех под языком, как сладкую конфетку. - Вы, надевшие маску важности и трезвости. Чтобы иметь право потолкаться и сесть среди детей Божьих. Вы, с речью Ханаана на устах, и с сердцем, полным ненависти, злобы и дыхания ада; вы, одевшиеся в овечьи одежды, а внутри суть волки хищные; вы, подобные окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты»- /Мат.7.15/.
Подумайте об этом те, кто знает, что не обратился к Богу, но, тем не менее, осмеливается сесть за стол Христа. Христос знает вас. Христос может указать на вас. Христос может назвать вас, дав вам кусок хлеба, омоченного в вине. Вы можете скрыться от всего мира, но вы наги и открыты глазам Того, с Кем вы имеете дело. О, если бы вы пали ниц перед Его пронзительным взглядом и сказали: «Боже! Будь милостив ко мне грешнику!». Если бы каждый из вас сказал: «Не я, ли, Господи?!» - /Мат.26.22/. Лицемеры участвуют в святых таинствах, хотя знают, насколько это опасно, стремясь поддерживать свою репутацию и скрыть свою тайную злобу. Лицемер может пройти через всю жизнь и не только не обнаружить себя, но даже и не подпасть под подозрение, подобно фальшивым деньгам, так искусно подделанным, что никто не отличит их от настоящих христиан. Каждый из них был склонен подозревать себя самого: «Не я, ли, Господи?» Несмотря на то что они не знали за собой наклонности к предательству (никогда еще такие мысли не приходили им в голову), все же они боялись самого худшего и спрашивали Того, Кто знает нас лучше нас самих. Можешь ли ты сегодня, посмотрев на свою христианскую жизнь, отвергнуть эти слова уверенностью, что не предаешь Христа. Или возникает вопрос: «Не я, ли, Господи?».
Даже Иуда не утерпел, спросил: «Не я, ли, Равви?» Иисус ответил предателю: «Ты сказал» - /Мат. 26.25/.
Источники: Библия. Мэтью Генри – английский толкователь Библии. Морис Робертс – шотландский пуританский богослов.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Проповеди : Лабиринт жизни - Олег Хуснутдинов Сложная тема - сути бытия. Еще сложнее понятие нащего собственного времени, нашего пути в вечность в мире сем... "Зри, Господи, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный" (Псалом 138).